Аускультация легких точки выслушивания у детей

Цель данного исследования заключается в определении и оценке дыхательных шумов (основных и побочных) по всей поверхности легких.

Для проведения аускультации необходимо обеспечить тишину и комфорт в помещении. Определение дыхательных шумов проводится в положении сидя, стоя или лежа в зависимости от состояния пациента.

Врач должен находиться в удобном положении, сидя или стоя, с учетом положения пациента. Стетоскоп должен плотно прилегать к грудной стенке. В каждой точке аускультации необходимо выслушать 2-3 дыхательных цикла.

Последовательность аускультации легких включает переднюю, боковую и заднюю стороны грудной клетки. При аускультации стетоскоп устанавливается поочередно на симметричных участках грудной клетки справа и слева. Перемещение стетоскопа происходит в соответствии с указанными на схемах точками.

Аускультация спереди начинается с верхушек легких. Стетоскоп размещается в надключичной ямке таким образом, чтобы он плотно прилегал к поверхности тела пациента. Затем стетоскоп перемещается в симметричный участок другой надключичной ямки. Далее исследование продолжается, последовательно ставя стетоскоп на симметричные участки передней стенки грудной клетки на уровне I, II и III межреберий. При этом срединно-ключичная линия должна пересекать стетоскоп посередине. Затем прослушивается только правое легкое до его нижней границы.

Аускультация в боковых отделах проводится при глубоком и равномерном дыхании пациента. Стетоскоп размещается на боковой поверхности грудной клетки в глубине подмышечной ямки. Затем стетоскоп перемещается в симметричный участок другой подмышечной ямки. Далее исследование продолжается, последовательно перемещая стетоскоп на симметричные участки боковой поверхности грудной клетки, опускаясь постепенно до нижней границы легких.

Аускультация сзади проводится с пациентом, скрестившим руки на груди. Стетоскоп последовательно размещается в симметричных точках на уровне надостных ямок, в межлопаточное пространство и в подлопаточные области на уровне VII, VIII и IX межреберий.

По окончании аускультации оцениваются результаты исследования: основной дыхательный шум, его одинаковость в симметричных точках и наличие побочных дыхательных шумов и их локализация.

Для оценки основных дыхательных шумов проводится выслушивание в указанных зонах на фоне спокойного дыхания пациента через нос. При наличии дополнительных дыхательных шумов используются специальные приемы для уточнения характера звуков. Обнаруженные изменения дыхания и побочные дыхательные шумы описываются с использованием топографических ориентиров на грудной клетке.

Для определения бронхофонии проводится выслушивание шепотной речи с помощью стетоскопа на поверхности грудной клетки. Оценивается проведение голоса на поверхность грудной клетки. Бронхофония проводится в той же последовательности, что и аускультация.

Нормальная бронхофония характеризуется слабым гулом. Положительная бронхофония означает, что произносимые слова становятся слышимыми и сопровождаются усилением голосового дрожания. Ослабление бронхофонии означает, что произносимые звуки не слышны или резко ослаблены.

Для определения границ относительной тупости сердца необходимо определить нижнюю, правую, левую и верхнюю границы. Нижняя граница правого легкого определяется по срединно-ключичной линии, затем палец-плессиметр перемещается на одно межреберье выше и ставится параллельно правой границе. Перкуссия проводится, перемещая палец-плессиметр по межреберному пространству в направлении к сердцу до появления притупленного перкуторного звука. По наружному краю пальца, обращенному к ясному перкуторному звуку, отмечается правая граница сердца. Левая граница сердца определяется в том же межреберье, где расположен верхушечный толчок. Верхняя граница сердца определяется на III ребре или в III межреберье, отступая 1 см кнаружи от левого края грудины.

Для определения верхушечного толчка врач кладет плашмя на область сердца ладонь правой руки и пальпирует его кончиками пальцев. Верхушечный толчок определяется при небольшом наклоне вперед при выдохе. Он локализуется в 5-м межреберье на 1-2 см кнаружи от левой срединно-ключичной линии. Площадь и сила верхушечного толчка могут изменяться в зависимости от состояния пациента.

Сердечный толчок определяется слева от грудины и несколько кнаружи от верхушечного толчка в зоне абсолютной тупости сердца, образованной правым желудочком. В норме он не определяется, только у худощавых пациентов он может быть еле заметен. Появление усиленного сердечного толчка свидетельствует о наличии гипертрофии правого желудочка.

Таким образом, проведение аускультации легких и пальпации сердца и крупных сосудов является важным методом исследования, позволяющим оценить состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы пациента.

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Учебная дисциплина Пропедевтика внутренней медицины
Модуль № 1 Основные методы обследования больных в клинике внутренних болезней
Смысловой модуль № 2 Физикальные методы обследования бронхо-легочной системы
Тема занятия Аускультация легких: основные дыхательные шумы(везикулярное и бронхиальное дыхание)
Курс ІІІ
Факультеты ІІ, ІІІ медицинские, факультет подготовки врачей для ВСУ

Выслушивание легких было использовано еще в древности, начиная с времен Гиппократа. В то время звуковые феномены в легких сравнивали со скрипом кожного ремня или шумом кипения уксуса. Сегодня этот метод клинического обследования широко применяется для диагностики нарушений в бронхо-легочной системе. Аускультация легких является простым и безопасным методом, который может быть использован у всех категорий больных, независимо от возраста и состояния. Он может быть выполнен с использованием фонендоскопа или просто непосредственно ухом врача.

  1. Трактовка физических и физиологических основ дыхания.
  2. Распознавание бронхиального и везикулярного дыхания, анализ имеющихся изменений дыхательных шумов.
  3. Объяснение механизма усиления везикулярного дыхания и условий, способствующих его усилению при физиологических состояниях и поражении центральной нервной системы.
  4. Объяснение механизма образования бронхиального дыхания и указание возможных изменений легочной ткани, вызывающих появление патологического бронхиального дыхания.
  5. Демонстрация правил аускультации легких.
  6. Изображение схемы точек аускультации на передней, боковых и задней поверхностях грудной клетки.
  7. Применение диагностических методов для уточнения типов дыхания и определения его изменений.
  8. Определение качественных изменений везикулярного дыхания, особенностей аускультации жесткого, пуэрильного и саккадированного дыхания.
  9. Изображение схемы формирования патологического бронхиального дыхания, в частности амфорического.

Базовые знания, умения и навыки, необходимые для изучения этой темы, включают знание анатомии человека, чтобы объяснить строение легких и их кровоснабжение, а также физиологии, чтобы трактовать особенности дыхания и его регуляцию. Также важно знать, как оказывать первую помощь при различных проблемах с дыханием.

Во время подготовки к занятию студентам предлагается выполнить ряд заданий, включающих перечень основных терминов, которые они должны усвоить, и теоретические вопросы, связанные с темой. На занятии студенты должны будут выполнить практические задания, такие как указание анатомических ориентиров на поверхности грудной клетки, опрос больного и осмотр грудной клетки, а также проведение аускультации легких.

Тема занятия – аускультация легких, основной метод исследования органов дыхания. Этот метод был впервые введен в клиническую практику Реке Лаенеком в 1819 году. Он описал различные типы дыхания, хрипы и шум трения плевры. Аускультация легких может быть выполнена с использованием стетоскопа или фонендоскопа, а также непосредственно ухом врача, особенно у детей.

Правила аускультации легких включают размещение стетоскопа в строго симметричных точках на грудной клетке, начиная с надключичных и подключичных областей и спускаясь вниз. Больной должен дышать спокойно и ровно через нос при закрытом рте. Аускультация начинается с сравнения дыхательных шумов в разные фазы дыхания и оценки их характера, длительности и силы. Дыхательные шумы могут быть разделены на везикулярное и бронхиальное дыхание.

Везикулярное дыхание характеризуется мягким, дующим звуком, который напоминает звук "ф". Оно усиливается в начале вдоха, а затем ослабевает в первой трети выдоха. Бронхиальное дыхание, напротив, напоминает звук "х" и более громкое и грубое в выдохе. Оно может быть нормальным или патологическим, в зависимости от причины его появления.

Существуют также особенные формы везикулярного дыхания, такие как пуэрильное и саккадированное дыхание. Пуэрильное дыхание наблюдается у детей и характеризуется резким усилением везикулярного дыхания. Саккадированное дыхание проявляется в виде коротких пауз и коротких вдохов, вызванных неравномерным сокращением дыхательных мышц.

Изменения везикулярного дыхания могут быть как количественными, так и качественными. Количественные изменения включают усиление, ослабление и удлинение фазы выдоха. Качественные изменения могут быть связаны с уплотнением легочной ткани или наличием полостей, соединенных с бронхом.

Для более точной диагностики используется метод бронхофонии, который позволяет выслушивать проведение голоса на грудной клетке. Усиление бронхофонии может указывать на наличие уплотнения легочной ткани.

Важно знать, что аускультация легких является лишь одним из методов диагностики, и для более точного определения состояния пациента может потребоваться дополнительное обследование, такое как рентгенография или компьютерная томография.

Источники:

  1. Основы внутренней медицины: пропедевтика внутренних болезней (под ред. О.Г. Яворского, Киев "Здоровья" 2004)
  2. Шкляр В.С. Диагностика внутренних болезней – К. "Высшая школа", 1972
  3. Пропедевтика внутренних болезней (под ред. Василенко В.Х. и Гребенева А.А. – М. :Медик, 1989.
  4. Пропедевтика внутренних болезней за ред.чл.-кор АМН Украины, проф. В.Ф. Москаленко, проф. И.И. Сахарчука. Киев, "Книга плюс" 2007.
  5. Пропедевтика внутрішніх хвороб (под.ред проф. ЮЛ. Децика), Ки]в, 1998.
  6. Никула Т.Д. и співавт. Пропедевтика внутрішніх хвороб, Ки]в 1996.
  7. Нетяженко В.З. Алгоритмы диагностики в клинике внутренних болезней, Киев 1996.
  8. Губергриць А.Я. "Непосредственное исследование больного, 1972г.

Что такое аускультация сердца

Сердце – сложный орган, который состоит из мышц, соединительнотканных структур и клапанов. Клапаны разделяют предсердия и желудочки, а сердечные камеры – крупные артерии.

Во время работы сердца отдельные его части сокращаются, что приводит к перераспределению крови внутри органа. Эти сокращения сопровождаются звуковыми вибрациями, которые распространяются по тканям грудной клетки.

Доктор использует фонендоскоп – специальный прибор для прослушивания легких и сердечной мышцы – чтобы оценить звучание сердца. Этот метод позволяет определить тембр и частоту звуковых волн, а также выявить наличие шумов и сердечных тональных изменений.

Плюсы и минусы метода

Аускультация – это ценный метод догоспитального исследования, который применяется перед проведением лабораторных тестов. Этот метод не требует специального оборудования и позволяет врачу предварительно поставить диагноз, опираясь только на свой опыт и знания.

Аускультация сердца проводится для выявления сердечных заболеваний. Вот некоторые из них:

  1. Миокардит – воспаление мышцы сердца.
  2. Нарушение сердечной проводимости, которое приводит к изменению частоты сокращений сердца.
  3. Перикардит – воспаление околосердечной сумки. В этом случае можно услышать трение.
  4. Эндокардит – воспаление клапанов сердца, которое сопровождается появлением шумов.
  5. Ишемия – недостаточное кровоснабжение сердца.
  6. Пороки сердца врожденной или приобретенной природы. Шумы возникают из-за нарушения кровообращения в сердечных камерах.
  7. Гипертрофия желудочков – утолщение стенок желудочков сердца.

Важно отметить, что аускультация позволяет выявить проблемы с сердечной мышцей на ранней стадии и направить пациента на дальнейшее обследование в кардиологическое отделение.

Однако, недостатком аускультации является необходимость проведения дополнительных исследований. Нельзя поставить окончательный диагноз только на основе результатов этого метода.

Как проходит процедура

Алгоритм прослушивания сердца включает следующие шаги. Врач, находясь в хорошо освещенном и тихом кабинете, проводит предварительный опрос и осмотр пациента, просит его раздеться и освободить грудную клетку.

Затем, с использованием фонендоскопа или стетоскопа, врач аускультациирует легочные поля и определяет точки прослушивания сердца. Он анализирует полученные звуковые эффекты.

Точки прослушивания сердца определяются положением клапанов в сердечных камерах и проецируются на переднюю поверхность грудной клетки, определяясь по межреберьям справа и слева от грудины.

Первая точка находится в области верхушечного толчка и оценивает функционирование митрального клапана и левого атриовентрикулярного участка. Она располагается в нескольких сантиметрах от соска в 5-ой межреберной части. Врач сначала оценивает тон после продолжительной паузы, затем после короткой. У здорового человека первый звуковой эффект в зоне верхушечного толчка интенсивнее второго. Иногда врач может услышать добавочный третий тон, что может указывать на заболевания сердца или молодой возраст пациента.

Вторая точка прослушивается в области 2-го правого межреберного пространства и оценивает функционирование аорты и клапанов сердца. Манипуляция проводится при задержке дыхания, и задача специалиста – определить двухтональность сокращений.

Третья точка находится во 2-ом левом межреберном пространстве и врач прослушивает клапаны легочной артерии. После прослушивания всех трех точек необходимо повторить манипуляцию, чтобы все тона имели одинаковую громкость звучания.

Четвертая точка располагается в зоне основания грудной клетки в области 5-го межреберного пространства. Она предполагает прослушивание клапанов и правого атриовентрикулярного участка.

Пятая точка, также известная как зона Боткина-Эрба, находится в 3-ем левом межреберном пространстве. В этой области также прослушиваются клапаны аорты. Во время аускультации пациент должен задержать дыхание.

Аускультация у ребёнка

Диагностика тонов сердца у детей проводится с использованием детского фонендоскопа. Врач осуществляет прослушивание сердца ребенка по той же схеме, что и у взрослых. Однако интерпретация результатов отличается.

Сокращение сердца у младенцев характеризуется отсутствием пауз между сокращениями. Ритм сердца равномерный. Если такой ритм обнаруживается у взрослых, это может указывать на наличие миокардита, агональных явлений или шока.

У детей старше 2 лет можно услышать увеличение 2-го тона на легочной артерии. При отсутствии шумов диастолического и систолического характера, это не является патологическим признаком.

Такие шумы часто обнаруживаются у детей до 3 лет при врожденных пороках сердца, а после 3 лет – при ревматических патологиях.

В подростковом возрасте могут быть услышаны шумы в области клапанов сердца. Это связано с биологическими изменениями в организме и не является патологией.

Интерпретация результатов

Сердечные звуки представляют собой звуки, которые создаются элементами сердца. Звуки делятся на систолические (первые) и диастолические (вторые). Систолические звуковые эффекты возникают во время сокращения сердца и образуются следующим образом:

  1. При закрытии трехстворчатого и митрального клапанов, что вызывает специфическую вибрацию.
  2. При сокращении мышц предсердий и желудочков, сопровождающем эвакуацию крови.
  3. При колебании стенок аорты и легочной артерии во время движения крови по ним.

Второй звук возникает во время расслабления сердечной мышцы – диастолы. Диастолический эффект возникает при закрытии легочной артерии и аортальных клапанов.

Также существуют постоянные, непостоянные и добавочные звуки сердца.

Изменение звучности сердечных звуков:

  1. Ослабление первого звука наблюдается при миокардите, дистрофии миокарда, недостаточности митрального и трикуспидального клапанов.
  2. Усиление первого звука происходит при сужении митрального клапана, выраженной тахикардии и изменениях сердечного ритма.
  3. Ослабление второго звука отмечается у больных с падением артериального давления в большом или малом круге кровообращения, недостаточностью аортального клапана и пороками развития аорты.
  4. Усиление второго звука имеет место при повышении артериального давления, уплотнении стенок или атеросклерозе аорты, стенозе клапана легочной артерии.
  5. Ослабление обоих звуков наблюдается при ожирении пациента, дистрофии и слабой работе сердца, миокардитах, скоплении жидкости в полости сердечной сумки после воспалительного процесса или травмы, выраженной эмфиземы легких.
  6. Усиление обоих звуков наблюдается при повышенной сократимости сердца, тахикардии, анемии, истощении пациента.

Шум – это аномальный звуковой эффект, который наложен на сердечные звуки.

Важно! Шум всегда возникает из-за аномальных потоков крови в полостях сердца или при прохождении ее через клапаны.

Шумы оцениваются на каждой из пяти точек, что позволяет определить, какой из клапанов работает неправильно.

Важно оценивать громкость, звучность шумов, их распространение в систолу и диастолу, продолжительность и другие характеристики.

Патологические сердечные ритмы:

  1. Ритм галопа – один из самых опасных аномальных ритмов. Этот феномен возникает при расщеплении сердечных звуков и звучит похоже на топот копыт "та-ра-ра". Такой ритм возникает при тяжелой декомпенсации сердца, остром миокардите, инфаркте миокарда.
  2. Ритм маятника – это двухчленный ритм с одинаковыми паузами между первым и вторым звуками сердца, возникающий у пациентов с артериальной гипертензией, кардиосклерозом и миокардитом.
  3. Ритм перепела звучит как "спать по-ра" и сочетается с митральным стенозом, когда кровь с большим усилием проходит через узкое кольцо клапана.

Частые вопросы

Какие точки аускультации легких у детей являются наиболее важными?

Наиболее важными точками аускультации легких у детей являются передние и задние точки выслушивания. Передние точки выслушивания включают верхнюю, среднюю и нижнюю точки выслушивания на передней поверхности грудной клетки. Задние точки выслушивания включают верхнюю, среднюю и нижнюю точки выслушивания на задней поверхности грудной клетки.

Какие звуки можно услышать при аускультации легких у детей?

При аускультации легких у детей можно услышать различные звуки, такие как везикулярное дыхание, жесткое дыхание, сухие и влажные хрипы. Везикулярное дыхание является нормальным звуком и характеризуется мягким и тихим шумом. Жесткое дыхание может указывать на наличие воспаления или сужения дыхательных путей. Сухие и влажные хрипы могут быть признаком наличия слизи или жидкости в легких.

Какие изменения в звуках дыхания могут указывать на патологию легких у детей?

Изменения в звуках дыхания, такие как усиление или ослабление везикулярного дыхания, появление жесткого дыхания или хрипов, могут указывать на наличие патологии в легких у детей. Например, усиление везикулярного дыхания может быть признаком астмы или пневмонии, а появление хрипов может указывать на наличие бронхита или аллергической реакции.

Как проводится аускультация легких у детей?

Аускультация легких у детей проводится с помощью стетоскопа. Врач наносит стетоскоп на передние и задние точки выслушивания легких и прослушивает звуки дыхания. Важно, чтобы ребенок был спокойным и не двигался во время аускультации, чтобы получить точные результаты. При необходимости, врач может попросить ребенка глубоко вдохнуть или задержать дыхание для более детального выслушивания.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При аускультации легких у детей особенно важно быть терпеливым и спокойным. Дети могут быть беспокойными или испытывать страх, поэтому важно создать комфортную обстановку и объяснить им, что это безопасная процедура.

СОВЕТ №2

При аускультации легких у детей необходимо использовать педиатрическую стетоскопию. Она имеет меньший размер и специально разработана для работы с детскими пациентами. Это позволит получить более точные и надежные результаты.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации